Любое предприятие, выпускающее в обращение облигации, заинтересовано в присвоении им конкретного рейтинга, характеризующего их инвестиционные качества. Также и каждый инвестор, вкладывающий свой капитал в корпоративные облигации, нуждается в объективной оценке надежности приобретаемой ценной бумаги. Давайте рассмотрим понятие «рейтинг облигаций», методику и критерии формирования рейтингов.
Рейтинг облигаций представляет собой экспертную оценку качества облигаций, используемую всеми участниками фондового рынка при установлении ее рыночной стоимости. Целью составления рейтинга корпоративных облигаций является их оценка с позиций и критериев соотношения доходности и риска инвестиций в нее. Именно оценка инвестиционных качеств облигаций позволяет сопоставлять облигации между собой и на этой основе устанавливать их рыночные цены, а также определять пропорции между ними.
Чем выше рейтинг облигации, тем ниже риск, и на основе этого устанавливается ее относительно низкая доходность. И наоборот, чем ниже рейтинг облигации, тем больший риск по этой ценной бумаге, что и обуславливает ее большую привлекательность для инвесторов с точки зрения ее потенциальной доходности. Рейтинг, как и любая оценочная деятельность, носит:
Несмотря на это, оценка имеет относительно большую объективность, поскольку делается профессионально на основе максимального объема информации и с использованием последних научных разработок анализа в этой сфере; осуществляется независимым участником фондового рынка; рейтинговые оценки систематически уточняются и регулярно пересматриваются.
В основе модели оценки заложена методика зависимости рейтингового функционала от 4 основных интегральных факторов, которые характеризуют важнейшие аспекты деятельности компании-эмитента и связанные с ними риски невыполнения того или иного обязательства. К таким интегральным факторам относятся:
Итоговое значение рейтинга облигаций соответствует определенному диапазону рейтинговой шкалы, и в соответствии со значением того или иного диапазона происходит итоговая рейтинговая оценка. В рамках существующих методик составления рейтинга в качестве исходной информации используется как публичная финансовая отчетность эмитента, так и информация, полученная в результате аудита, а также другая информация, полученная от заемщика или из других внешних источников. Ее достоверность проверяется рейтинговым агентством самостоятельно.
Конкретные методики проведения рейтинговых оценок у разных агентств различаются и являются их коммерческой тайной.
Кредитно-рейтинговые агентства представляют собой коммерческие организации, занимающиеся всесторонней оценкой финансово-экономического состояния эмитентов ценных бумаг (платёжеспособности, качества управления активами, долговых обязательств, качества корпоративного управления и т.д.), гарантирующих выплаты по облигациям. К наиболее известным международным агентствам относятся Moody’s Investors Service, Fitch, Inc., Standard & Poor’s Ratings Services, Japan Credit Rating Agency, A.M. Best Company, Rating and Investment Information, LACE Financial Corp.
Эти организации зарегистрированы и имеют лицензию Комиссии по ценным бумагам и биржам США. На сегодняшний день на рынке доминируют рейтинговые агентства S&P, Fitch и Moody’s, на долю которых приходится 90 % мирового рынка, и чьи оценки являются наиболее авторитетными для инвесторов всего мира. Однако, крупнейшие мировые рейтинговые агентства проводят оценку преимущественно с позиций американского заемщика и эмитента, слабо учитывая национальные особенности рынка в рейтинговой оценке. К тому же, все чаще в мировых рейтинговых агентствах проявляется политическая окраска.
Например, оценка предприятия-эмитента не может быть выше, чем суверенный рейтинг страны, в котором предприятие ведет свою экономическую деятельность, несмотря на то, что объективно его фактический рейтинг более высокий. В связи с этим, начал свое развитие рынок рейтинговых агентств России. Но на сегодняшний день отечественный рейтинговый рынок развит пока слабо и насчитывает лишь несколько агентств, которые прошли аккредитацию в Минфине России.
К ним относятся рейтинговое агентство Интерфакс, EA-Ratings, Рус-Рейтинг, Национальное Рейтинговое Агентство, Эксперт РА, рейтинговое агентство АК&M. Российские рейтинговые агентства условно можно разделить на универсальные и специализированные. Специализированные работают лишь на определенном сегменте рынка, например, банковском, в то время как универсальные рейтинговые агентства работают не только с компаниями финансового сектора, но и эмитентами в других отраслях экономики.
Следует отметить, что Россия включилась в процесс оценки ценных бумаг значительно позднее других стран. Но уже сейчас в нашей стране рейтинг начинает приобретать в присвоении и в использовании классические черты. Не секрет, что основной функцией рейтинга в России до недавнего времени был только пиар, и он практически не использовался при заключении сделок для анализа контрагента, а также инвесторами при принятии решений о вложении капитала или для оценки кредитных рисков при решении вопросов финансирования.
Каждое из рейтинговых агентств имеет свою унифицированную шкалу, в которой все эмитенты ранжируются, согласно уровню кредитоспособности. Ниже приведена сравнительная таблица долгосрочных и краткосрочных кредитных рейтингов.
Долгосрочный рейтинг облигаций
Краткосрочный рейтинг облигаций
В мировой практике кредитные рейтинги корпоративных облигаций принято делить в зависимости от целого ряда качеств эмитента на три основных уровня: инвестиционный, спекулятивный уровни (см. таблицу выше) и на облигации, не обладающие инвестиционными качествами.
Инвестиционный уровень корпоративных облигаций предполагает высокую надежность, соответственно, вероятность банкротства такой компании-эмитента крайне низкая. Рейтинг облигаций такого уровня – один из высших по шкале международных рейтинговых агентств. Например, Standard&Poor’s присваивает таким облигациям уровни: ААА, АА, А, ВВВ. Другие международные агентства, такие как Moody’s и Fitch, присваивают аналогичные разряды.
Такие корпоративные облигации покупают крупные инвесторы с консервативной стратегией инвестирования – банки, пенсионные фонды, страховые и трастовые компании, главной целью которых является сохранение капитала своих клиентов. Доходность по облигациям этого уровня невелика (ставка LIBOR + 1,0–2,5%), но риск инвестирования в такие ценные бумаги минимальный, что и привлекает инвесторов, которые не хотят рисковать своими денежными средствами.
Спекулятивный уровень корпоративных облигаций предполагает более высокую вероятность факта непогашения эмитентами своих долговых обязательств, и их рейтинг ниже уровня ВВВ. Такие облигации востребованы больше частными инвесторами и крупными спекулятивными фондами, поскольку их доходность значительно превышает доходность облигаций инвестиционного уровня. Соответственно, и риски по этим бумагам значительно выше. Облигации спекулятивного уровня чрезвычайно реагируют на неблагоприятные ситуации в стране.
Облигации, не обладающие инвестиционными качествами – так называемые «мусорные облигации». Это облигации, имеющие низкую ликвидность и сомнительные кредитные характеристики. Как правило, это облигации с рейтингами ниже ССС, и инвестиции в них сопряжены с риском дефолта эмитента и потери денег. Такие компании находятся в тяжелом финансовом положении, а по их облигациям купонные выплаты прекращены.
Рейтинговая шкала агентств в России несколько отличается от междугородной шкалы, причем у каждого российского агентства она своя. Сопоставимость рейтинга каждого отечественного агентства с международной шкалой можно найти на сайте конкретного агентства. Следует отметить, что национальные рейтинговые агентства имеют преимущества перед международными, поскольку могут более точно учитывать специфику российского рынка.
Поскольку основными пользователями рейтингов российских агентств являются отечественные инвесторы, то для них чрезвычайно важен учет национальной практики ведения дел, в то время как пользователями рейтингов международных агентств являются преимущественно американские инвесторы, которые привыкли к оценке компании-эмитента по собственным стандартам. Если ваша компания при выпуске облигаций не планирует выход на международные фондовые рынки, то вам лучше воспользоваться услугами инвестиционных агентств России, поскольку для работы на внутреннем рынке рейтинги российских агентств более удобны и адекватны.
К тому же, услуги российских агентств существенно ниже – от 3 до 30 тысяч против 50–100 тысяч долларов США у международных агентств. Кроме того, отечественные рейтинговые агентства особое внимание уделяют сопровождению рейтинга корпоративных облигаций после присвоения, что в практике глобальных агентств менее распространено. Национальные агентства также предлагают эмитенту информационно-аналитические услуги на российском фондовом рынке, что позволяет ему отслеживать изменения цены своих ценных бумаг и выявлять причины роста или снижения их цены.
Таким образом, процесс оценки корпоративных облигаций на основе рейтинга приобретает все большую значимость в практике российских инвесторов. И именно дальнейшее развитие рынка рейтинговых агентств в России является гарантией качества их работ и объективности оценок.